Приговорённые к школе

Анекдоты и демотиваторы про школу — жанр столь же богатый, как и, скажем, анекдоты про тёщу. В коллективном культурном поле воспоминания о школе — это, с одной стороны, приятели и веселье, а с другой — постоянное долженствование, проверки, напряжённые выступления у доски и масса странных правил (вроде “не бегать по коридору”).

Можно ли перекрасить воспоминания о школе в более радостные цвета? Чем на самом деле может стать школа для учеников — и чем она должна быть? Можно ли сформировать у ребёнка положительный образ школы — или это задача учителей? Сегодня поговорим об этом с преподавателями ассоциации репетиторов Еленой Сергеевной и Людмилой Михайловной.

Особенности восприятия

Прогуливание школы — привилегия по большей части старших школьников. Конечно, отчасти дело в том, что за ними сложнее уследить, но нельзя не признать и другое: первые несколько лет школа захватывает. Почему так — и куда девается этот интерес в подростковый период?

Приговорённые к школе

Источник фото

“Как правило, школу воспринимают как надобность — то, что не хочется делать, но надо, — отмечает Елена Сергеевна, работающая с младшими школьниками. — Надо идти в школу, делать уроки, писать контрольную, слушать и понимать учителя, не баловаться, делать, что говорят… Причем такое ощущение школы растет вместе со школьником — дошкольники обычно с азартом воспринимают учебно-игровую деятельность, первоклашки тоже еще способны испытывать радость от познания мира, а дальше уже сложнее и неохотнее. И дело тут зачастую не в лени как таковой или в том, что есть дела поинтереснее (спрашиваешь: «Ну вот представь, что тебе не надо ходить в школу, что ты будешь делать?», в лучшем случае ответы крутятся вокруг «Играть в компьютерные игры», чаще — четкого представления даже нет). Часто школа является еще и местом стресса для школьников — всевозможные проверки и оценки (которые, как правило, несут и сравнительную функцию «каков я по сравнению с одноклассниками», вместо мотивирующей «я стал лучше учиться, чем в прошлом полугодии»)”.

Приговорённые к школе

Источник фото

Исследование Н.В. Крыжановской, изучавшей мотивацию к учёбе у младших школьников, показывает, что половину из них в учебном процессе привлекает игровой элемент. Заметим, что именно младшим классам его достаётся больше всего: считается, что первый год в школе — адаптационный; именно в этот период ребёнок решает для себя, нравится ли ему школа.

“У каждого ребенка свое отношение к школе, — говорит Людмила Михайловна, выпускница педагогического университета им. А.И. Герцена. — Все закладывается еще в период дошкольной подготовки. Если родители понимают всю важность этого процесса, и в доме существует культура «узнавания нового» (совместное чтение, просмотр научно-популярных фильмов, решение головоломок и т.д.), то у ребенка запускается механизм познавательного процесса. Такой ребенок будет легко учиться и с удовольствием ходить в школу. Если родители только и думают, как откупиться от ребенка подарками, не прикладывают усилия для развития его интеллекта, не показывают на своем примере, что развитие — это нормальный процесс человека и учиться можно всю жизнь, то ребенку школа будет казаться каторгой. Он будет ненавидеть уроки, учителей, репетиторов. Он будет конфликтовать с родителями, почему они после работы смотрят телевизор, а он делает уроки; почему родители сидят в интернете или читают анекдоты в бульварных газетах, а он должен читать скучный учебник по истории или литературе… Все начинается с семьи”.

Приговорённые к школе

Источник фото

Что может смягчить впечатление от новой и не всегда дружелюбной среды, в которой оказывается новоиспечённый первоклассник? Разумеется, отношение, которое ему транслируют родители. Здесь очень помогают несколько нехитрых правил:

  • Нет жёстким требованиям (“Надо учиться хорошо!”)
  • Нет наказаниям (“Не сделаешь домашнее задание — встанешь в угол”)
  • Да — рефлексии, похвале и собственным воспоминаниям о школе (речь, конечно, не о фразах вроде “в твои годы я был круглым отличником”)

Ты это специально?

“К школе относятся часто не как к части жизни, а как к чему-то, что мешает жить, — отмечает Елена Сергеевна. — Это отношение также с возрастом становится более выраженным”.

Яркий пример для иллюстрации этого замечания — исландские школы, решившие предложить школьникам старших классов что-нибудь поинтереснее алкоголя и сигарет. Школьникам предложили бесплатные дополнительные классы по спорту, искусствам и танцу, на которых те могли психологически “перезагрузиться”, сбросив часть школьного стресса. Результат — Исландия возглавляет рейтинг европейских стран, в которых подростки ведут здоровый образ жизни. Заметим ещё раз, что борьбу с подростковыми вредными привычками взяла на себя именно школа.

Приговорённые к школе

Источник фото

Но помимо разгрузки, альтернативной школьным урокам, есть ещё одна важная деталь: для многих школа уже в 12-13 лет становится инструментом подготовки к университету. И тут происходит казус: сколько бы ни говорили о важности общего развития, сила личного интереса намертво блокирует всё, что не имеет отношения к последнему: самоопределившиеся в восьмом классе программисты ничего не хотят знать об МХК, будущий гениальный филолог совершенно глух к физике.

“В школе нельзя подходить ко всем с одним мерилом, — считает Людмила Михайловна. — Я уже 12 лет переучиваю детей с российской программы на британскую и отправляю наших деток учиться в Великобританию. В восторге от их системы преподавания. Мы могли бы многое позаимствовать. Там, начиная с определенного класса (каждая школа решает сама, когда), можно снижать количество часов учебного предмета, который не соответствует профилю предполагаемой деятельности во взрослой профессиональной жизни. Зато добавляются часы нужного предмета. В итоге школа выращивает счастливого человека, который в старших классах максимально глубоко изучил необходимые ему предметы и ознакомительно прослушал курс остальных дисциплин. Как говорили классики марксизма, «Специалист должен быть как флюс — однобоким». И это правильно. Зато он будет действительно специалистом!»

Елена Сергеевна также отмечает эту проблему, но считает, что многое также зависит от педагога:

“В организации учебного процесса отсутствует возможность выбирать и углубляться в то, что нравится. Общепринятая организация учебы не нацелена на то, чтобы сформировать интерес к самому процессу познания, замотивировать узнавать больше и самостоятельно, не показывает прикладную значимость получаемых знаний и их связи с реальной жизнью и индивидуальными интересами учащегося. Но вообще, в руках грамотного и любящего свое дело педагога все эти недостатки образовательной системы могут быть нивелированы”.

Кстати об учителях

Учителей можно любить, обожать, недолюбливать, игнорировать, но никак нельзя не принимать во внимание, что любой школьный учитель так или иначе вписан в систему, определяющую его отношение к ученикам. Так, для российских школ ключевое понятие — ”успеваемость”, так что в пределе для преподавателя важно, чтобы у учеников были оценки выше среднего.

Приговорённые к школе

Источник фото

Альтернативные системы существуют — и уже не первый год вполне успешно функционируют в разных странах.

  • В Норвегии преподаватель составляет вместе с каждым учеником личный план домашней и школьной работы на неделю, а про успеваемость каждого ученика не знает никто, кроме учителя и родителей.
  • Финские школы во главу угла ставят вовлечённость в процесс обучения. Поэтому, если ученик “не дотягивает” до среднего уровня, для него организуют дополнительные занятия и помогают ему с домашней работой.
Приговорённые к школе

Источник фото

Такой подход определяет и “лицо” учителя: в скандинавской культуре нового века преподаватель — это, прежде всего наставник, который готов помочь и лично заинтересован, чтобы ученику было интересно. Худшее замечание от норвежского преподавателя, по свидетельствам местных, звучит как “тебе стоило бы стараться немного больше”.

Есть ли устоявшееся восприятие учителя в российском школьном пространстве?

“Взаимоотношения» учитель-ученик» не имеют общего вида, — считает Людмила Михайловна. — Все зависит от конкретного учителя и конкретного ученика. Я со всеми разная. Как говорится, у нас для всех разные маски. Все зависит от конкретной цели, поставленной в конкретный момент”.

Нетоксичная среда

Во французских школах для обеспечения комфортного пребывания учеников существует специальная организация La vie scolaire, в которую ученики могут обратиться в любой момент и по любому вопросу, начиная плохим самочувствием, продолжая конфликтом с одноклассниками и заканчивая потерянной тетрадью. Конечно, было бы самонадеянно в любом вопросе ссылаться на успех зарубежного опыта, но факт остаётся фактом: когда в школе есть понятное место, где гарантированно помогают с бытовыми и психологическими проблемами, это здорово упрощает жизнь. Едва ли школьные педагоги/завучи/психологи/охранники готовы взять на себя все эти функции — и едва ли все родители в состоянии отследить такие “мелочи”, особенно в условиях шестидневной рабочей недели.

Источник заглавной картинки

Мудрая сова 10 февраля 2017